Студийные мониторы

Студийные мониторы, они же "мониторная акустика" — оборудование, которое можно смело назвать стопроцентно незаменимым. Вместо рабочей станции можно использовать MIDI-клавиатуру и MIDI-модуль, вместо MIDI-модуля — компьютер, а вместо компьютера — многоканальный рекордер. Если работать с чисто электронной музыкой, можно обойтись без микрофонов, а если вы планируете записывать только акустический звук, не составит труда отказаться от синтезаторов. Однако ни одна студия звукозаписи не может работать без контрольной акустики, то есть без студийных мониторов. Новички часто считают, что мониторные акустические системы можно заменить наушниками — это грубейшая ошибка; никакие, даже самые качественные наушники не в состоянии полностью заменить настоящие "большие" акустические системы.

 

Визуально многие студийные мониторы практически ничем не отличаются от обыкновенной мультимедийной или бытовой акустики Hi-Fi— разве что отсутствием декоративных сеток, защищающих диффузоры от пыли (впрочем, и здесь встречаются исключения). Главное отличие — в звуке. Если бытовые акустические системы должны воспроизводить музыку так, чтобы это вызывало у слушателя "пароксизм довольства", то мониторы должны звучать так, чтобы звукорежиссеру были слышны все недочеты записи. Образно говоря, если акустика Hi-Fi — это отфотошопленная фотография с обложки журнала, то мониторная акустика — рентгеновский снимок из поликлиники.

 

Справедливости ради следует отметить, что иногда на рынке встречаются бытовые акустические системы, по своим характеристикам прекрасно подходящие для мониторинга. Например, ставшие настоящей студийной легендой знаменитые Yamaha NS-10 — это изначально самые обычные колонки класса Hi-Fi. Меломанам они категорически не понравились, а вот звукорежиссеры сразу же буквально влюбились в эти акустические системы. Имеет место быть и обратная ситуация — то есть акустические системы, которые продаются как "студийные мониторы", однако на самом деле (по звучанию, не по паспортным характеристикам!) являются качественной акустикой Hi-Fi. Именно поэтому иногда в составе аудиофильского комплекта оборудования можно увидеть "мониторные" активные колонки Alesis или Tannoy, а в студии звукозаписи — "аудиофильские" B&W, KEF или Cerwin-Vega.

 

Следует обратить внимание и еще на одну важную особенность — студийные мониторы (как и следует из их названия) рассчитаны на работу в студии, то есть в акустически изолированном помещении, в котором сведены к минимуму внутренние отражения (реверберация). Допустим, вы сравниваете две различные пары мониторов по амплитудно-частотной характеристике; у первой пары паспортный разброс - +/- 3 децибела, у второй - +/- 1 децибел. Но подобное сравнение будет иметь смысл только в том случае, если у вас есть студийное помещение. Исследования показывают, что в обычных комнатах небольшого размера (которые часто приспосабливают под малобюджетные студии) искажения, вносимые внутренними отражениями, могут достигать +/- 12 децибел, то есть в три-четыре раза превышают любые паспортные неравномерности АЧХ.

 

Подбирая мониторную акустику, прежде всего решите для себя —вам нужны активные или пассивные мониторы. Пассивные мониторы требуют подключения внешнего усилителя, активные оборудованы встроенными усилителями, поэтому при прочих равных параметрах активные акустические системы всегда весят больше и стоят дороже. Главный плюс активной акустики — удобство коммутации и оптимальное заводское согласование характеристик динамиков/встроенных усилителей. К пассивным акустическим системам придется самостоятельно подбирать усилитель, и далеко не всякое сочетание "усилитель + акустическая система" будет характеризоваться качественным звучанием. Тем не менее многие звукорежиссеры до сих пор предпочитают работать с пассивной акустикой, поскольку индивидуальный подбор усилителя часто позволяет "раскрыть" возможности колонок более полно в сравнении со встроенными усилителями активных акустических систем.

 

Коммутация студийных мониторов обычно не вызывает особых сложностей. Пассивные мониторы подключаются к усилителю (или, в случае biamp-мониторов, к двум усилителям), активные мониторы коммутируются напрямую с микшерным пультом, для этого у них предусмотрены линейные входы, часто продублированные на разъемах разного типа, например, XLR/"тюльпан"/джек. Отдельные модели могут оборудоваться дополнительными интерфейсными разъемами, например, AUX-входом, выходом на наушники или USB-портом для связи с компьютером. В последнем случае в активный монитор также встраивается АЦ-/ЦА-преобразователь, что крайне удобно для работы с малогабаритными компьютерами в мини-студиях. Мониторы подключаются к ноутбуку непосредственно по USB, что гарантирует полную помехозащищенность подключения (поскольку сигнал передается уже "по цифре", ему не страшны обычные помехи). Самые маленькие модели мониторов могут даже получать питание по шине USB. Однако мощность последней слишком низкая, чтобы обеспечить нормальную работу аудиосистемы. Так что лучше все же подключать мониторы непосредственно к электрической сети.

 

Очень важный вопрос — это размеры контрольной акустики. Физика — наука очень строгая, и, в частности, она говорит нам о том, что именно с размерами связан такой параметр, как нижняя граница полосы воспроизводимых частот. Маленькие мониторчики с динамиками в 4 дюйма — очень удобная штука, прекрасно помещается на любом столе и легко транспортируется. Однако ожидать от таких колонок достоверного воспроизведения низких частот не стоит. Часто производители идут на разного рода конструкционные ухищрения, однако никакие фазоинверторы и эквалайзеры не смогут полноценно компенсировать нехватку "низов". Поэтому, если позволяют размеры контрольной комнаты и бюджет, старайтесь подбирать модель покрупнее. Логика простая: чем больше размер колонки, тем проще (и дешевле!) производителю добиться от нее действительно качественного звука (и наоборот).

 

Выбор конкретной модели мониторов для студии — процесс исключительно индивидуальный. Он зависит и от вкуса звукорежиссера, и от его опыта, и от его музыкальных предпочтений. На практике невозможно встретить две одинаково звучащие пары мониторов. Если бюджет достаточно "тугой", обратите внимание на такие бренды, как M-Audio, Behringer, Samson. Более дорогостоящей является продукция фирм Yamaha, KRK, ADAM, Genelec, Tannoy, однако эти производители в настоящее время также активно осваивают малобюджетный сегмент рынка и у них тоже можно встретить вполне доступные по цене модели. Никогда не покупайте мониторы "вслепую", обязательно послушайте их звучание, желательно на собственных записях, а еще лучше — на собственных многотрековых проектах. При прослушивании не заостряйте внимание на общей "музыкальности" звучания; сосредоточьтесь на том, насколько хорошо выделяются треки в общем миксе, насколько высока разборчивость и детальность звучания. Хорошо (но только в этом случае!), если в вашей записи будут присутствовать небольшие огрехи — не очень качественная склейка клипов, посторонние шумы, фон, мелкие ошибки музыкантов и т.д. Если мониторы не скрывают, не "замазывают" этих недостатков, если их слышно сразу же — данную модель можно рассматривать в качестве кандидата для приобретения.

 

Купив мониторы, не торопитесь восторгаться или, наоборот, разочаровываться. Каждая пара колонок должна пройти так называемый "прогрев" — новые акустические системы всегда обычно звучат более "туго" и "напряженно", поскольку диффузоры динамиков еще не разработаны. Некоторые производители даже рекомендуют после покупки обязательно "погонять" мониторы на средней громкости около 100 часов. Кроме того, требуется еще и "притирка", то есть адаптация слуха звукорежиссера к новой акустике, это тоже нормальный и естественный процесс, причем достаточно продолжительный. Часто встречается ситуация, когда неопытный звукорежиссер, только что поменявший акустику у себя в студии, начинает впадать в панику и расстраиваться — дескать, "раньше было лучше" и "зачем только я потратил столько денег". Никогда не торопитесь с выводами. Для того чтобы купленные мониторы "раскрылись" и действительно показали себя, может потребоваться два-три месяца работы (иногда — больше).

 

Отдельный момент — это так называемый "эффект просвета". Я уже говорил о том, что хорошие мониторы — это своего рода "рентген", жесточайшим образом "вытягивающий" наружу недостатки ваших записей. Так вот, с не меньшей жестокостью он будет выпячивать недостатки остального вашего оборудования! Если в новых мониторах ваш синтезатор вдруг "зашипел" — это не вина мониторов, это некачественная сборка аналогового тракта вашего синтезатора. Если недорогой микрофон, который раньше звучал "нормально", вдруг ни с того ни с сего начал звучать глухо — не торопитесь нести мониторы обратно в магазин, лучше возьмите на пару дней в аренду микрофон из ценовой категории повыше и сравните звучание.

 

Современные студийные мониторы — это высокоточное и сложное оборудование, к нему придется адаптироваться, с ним придется учиться работать, и чем дороже будет модель, тем больше будет сложных моментов на начальном этапе. Это нормально, к этому надо быть всегда готовым. В любом случае получить в своей студии качественный звук без качественных мониторов не получится никогда и ни при каких условиях.



Сегодня (Пятница, 20 октября 2017) наш офис закончил свою работу в 17:00 Europe/Moscow.