Студийный микрофон

Что такое студийный микрофон? Это "наше всё", это мечта каждого начинающего звукорежиссера, это центральный элемент любой звукозаписывающей фабрики. Это устройство (за редким исключением) весьма дорогостоящее, очень "нежное" и глубоко имиджевое — если в списке оборудования вашей студии имеется действительно классный студийный микрофон, это сразу же вызывает у понимающих музыкантов море положительных эмоций. Вокалисты (особенно девушки) обожают фотографироваться поющими в такой микрофон, снимок "я и брендовый студийный микрофон" в портфолио вокалиста — как визитка на бумаге с золотым обрезом.

Однако все это эмоции — а что же скрывается за термином "студийный микрофон" в техническом плане? Как понять, что вам нужен действительно студийный микрофон? Как выбрать ту или иную модель? Многие пользователи лишь поверхностно понимают суть проблемы и больше оперируют какими-то условно-религиозными понятиями типа "более профессиональный микрофон", "у него лучше звук", "он делает вокал чище" и так далее. На самом же деле они зачастую не могут четко сформулировать — в чем же заключается разница между микрофоном студийным и микрофоном "не студийным", то есть концертным. Как только мы обсудим этот вопрос, вам сразу же станет намного легче.

Стерео-микрофон Monacor ECM-600ST
Стерео-микрофон Monacor ECM-600ST
ecm600st
в ограниченном количестве
Электретный накамерный стерео микрофон, частотный диапазон: 50 - 18000 Гц, чувствительность - 6 мВ, номинальное сопротивление: 2 x 600 Ом. В комплекте держатель и ветрозащита
 4860RUR.
Микрофон-пушка Monacor ECM-925P
Микрофон-пушка Monacor ECM-925P
ecm925p
в ограниченном количестве
Электретный направленный микрофон с переключаемой диаграммой направленности (кардиоида, суперкардиоида), частотный диапазон: 80 - 12000 Гц, номинальное сопротивление - кардиоида 1 кОм, суперкардиоида 2.3 кОм, металлический корпус
 8505RUR.
Студийный микрофон IMG StageLine ECMS-90
Конденсаторный микрофон с большой мембраной для профессиональной студийной записи вокала и инструментов, частотный диапазон: 20-20000 Гц. В комплект входит: кейс, виброизоляционный подвес (паук) с 16мм разъемом, кожаный чехол, переходник для стойки 9мм, ветрозащита
 35937RUR.
Студийный микрофон IMG StageLine ECMS-70
Конденсаторный микрофон с большой позолоченной диафрагмой, частотный диапазон 20-20000 Гц. В комплект входит: виброизоляционный подвес (паук) с 16мм разъемом, кожаный чехол, переходник для стойки 9мм, ветрозащита
 26312RUR.
Микрофон-пушка Monacor ECM-950
Микрофон-пушка Monacor ECM-950
ecm950
нет в наличии
Электретный направленный микрофон-пушка с переключаемой диаграммой направленности для записи вне помещений кинофильмов и видеопродакшена, частотный диапазон: 50 - 16000 Гц, номинальное сопротивление - кардиоида 1 кОм, суперкардиоида 2.3 кОм, металлический корпус
 8910RUR.
IMG StageLine EMA-200
IMG StageLine EMA-200
stmic0008
нет в наличии
Блок фантомного питания 48V для конденсаторных микрофонов. Имеется возможность подключения до 2-х микрофонов одновременно
Измерительный микрофон IMG Stageline ECM-40
Электретный измерительный микрофон с линейной частотной характеристикой. В комплекте: пластиковый кейс, кабель XLR-XLR 5 метров.
Поставляется с диаграммой частот
Микрофоны для оверхедов IMG StageLine ECM-250
Пара электретных инструментальных микрофонов для использования в качестве оверхедов, а так же снятия струнных инструментов, например акустическая гитара. В комплект входит: кейс, 2 держателя для микрофона
Подвесной микрофон IMG StageLine ECM-270
Профессиональный конденсаторный микрофон для студийной записи и концертных работ. Идеально подходит как для направленного озвучивания одиночных источников звука, так и использования в качестве микрофона общего плана (оверхэд). С равным успехом может использоваться для работы с акустическими инструментами и вокалом. В комплект входит: прочный жесткий кейс, ветрозащита, кабель держатель для стойки 16 мм (⅝") с "пауком"
Студийный микрофон IMG StageLine ECM-285
Электретный микрофон для звукозаписи вокала и инструментов. В комплект входит: кабель XLR-XLR 6 метров, держатель для микрофона
Студийный микрофон IMG StageLine ECMS-60
Конденсаторный микрофон с большой позолоченной диафрагмой, частотный диапазон: 20-20000 Гц. В комплект входит: виброизоляционный подвес (паук) с 16мм разъемом, кожаный чехол, переходник для стойки 9мм, ветрозащита

Для работы в студии

Студийный микрофон, как и подразумевает его название, предназначен для работы в студии — то есть внутри специально оборудованного звукоизолированного помещения. В этом помещении любые посторонние звуки и шумы беспощадно гасятся, и микрофон можно "заточить" на максимально достоверное и естественное преобразование звуковых волн в электрический сигнал. В них устанавливается большая (иногда можно сказать, даже огромная) и исключительно чувствительная мембрана, которая способна откликнуться буквально на любой тончайший нюанс, любой вздох, любой шорох. Звукорежиссеры высоко ценят способность студийных микрофонов максимально точно и естественно "снимать" звук — обладая должными навыками и опытом, вы можете всего лишь одним-двумя такими микрофонами сделать просто изумительную, "дышащую" живую запись вокального ансамбля, струнного квартета или джазового комбо.

С технической точки зрения все вышесказанное означает, что у студийного микрофона должны быть:

а) максимально плоская амплитудно-частотная характеристика;
б) максимально широкая полоса пропускаемых частот;
в) максимально возможная чувствительность;
г) возможность переключения диаграмм направленности (должны присутствовать как минимум кардиоида, восьмерка и круг, в крайнем случае — кардиоида и круг).

При этом подразумевается очень бережная, "щадящая" эксплуатация, а значит, в наш микрофон можно встраивать самое дорогое и хрупкое оборудование, например, электронно-вакуумные лампы. В ламповых предусилителях происходит выделение четных гармоник наиболее благозвучно — именно поэтому музыканты и вокалисты так любят и ценят ламповые студийные микрофоны.

На этом месте вы можете подумать, что концертные микрофоны, сравнительно со студийными, совсем никуда не годятся, правда? А вот и нет! Просто концертные микрофоны предназначены для работы в абсолютно других условиях. Прежде всего — это огромное количество посторонних шумов, "захват" звука от мониторов и порталов, ударов по стойке, вибрации пола, перемещения музыкантов и так далее. Поэтому диаграмма направленности концертных микрофонов кардиоидная или даже супер/гиперкардиоидная, частотная характеристика — окрашивающая, а чувствительность — относительно низкая. Концертные микрофоны характеризуются простотой конструкции, обладают завидной прочностью и не боятся высоких/низких температур, им не нужен антивибрационный подвес и так далее.

Может ли звукорежиссер использовать в студии концертный микрофон? Конечно же да — для концертного микрофона студийные условия, образно говоря, "тепличные", ему в студии будет работать легче и проще. А если наоборот? Можем ли мы использовать студийный микрофон на концерте? Исключено. Он будет постоянно "выть" и "заводиться" из-за своей чрезмерной чувствительности, высокий уровень звукового давления может повредить ту самую большую мембрану, а неосторожное движение музыканта может привести к падению микрофона — и его выходу из строя. Навсегда. Так что еще раз — концертный микрофон можно использовать в студии звукозаписи. Студийный микрофон вне студии использовать категорически нельзя. И очень многие певцы и музыканты на концертах настолько привыкают к работе со своим любимым микрофоном, что в студиях попросту отказываются использовать какое-либо другое устройство — потому что микрофон в данном случае уже стал частью "фирменного" звука. Особенно это касается исполнителей в стилях рок и блюз!

Итак, в каких ситуациях рекомендуется приобрести качественный студийный микрофон в обязательном порядке?

  1. Если у вас есть оборудованное студийное помещение
  2. Если у вас под рукой есть опытный звукорежиссер или вы сами являетесь таковым
  3. Если вы планируете записывать акустические музыкальные инструменты (гитару, флейту, скрипку, арфу, гобой, ударные и т. д.), в том числе в составе группы
  4. Если вы работаете с вокалистами высокого уровня — прежде всего академического образования, джазовыми исполнителями; если работаете с музыкой в стилях ethnic, fusion и т.д.
  5. Если вы планируете записывать разного рода шумы и спецэффекты
  6. Если вы планируете заниматься озвучиванием фильмов и видеороликов

В каких ситуациях приобретать студийный микрофон высокого класса не стоит? Или, как вариант, остановиться на покупке бюджетного студийного микрофона?

  1. Если вы записываетесь в неприспособленных помещениях
  2. Если у вас нет никакого опыта в работе с микрофонами
  3. Если вы записываете неопытных и слабо подготовленных вокалистов
  4. Если вы записываете исполнителей в стилях поп или рок
  5. Если вы записываете детей

Само собой, данные правила — не абсолют. Тем не менее, прежде чем принять решение о покупке дорогого и хрупкого (зато такого престижного!) студийного микрофона, взвесьте все "за" и "против". Нет ничего глупее, чем потратить большие деньги на приобретение ленточного студийного микрофона, а затем вырезать из записанного трека половину частот эквалайзером, да еще и повесить туда эффект мегафона/радио. Нет ничего обиднее, чем разориться на студийный микрофон, сделать с группой несколько пробных дублей и понять, что ваш вокалист (по разным причинам) звучал в дешевенький намного лучше, чем в дорогущий Neumann... Вы все еще не раздумали покупать студийный микрофон? Вы уверены? Тогда идем дальше!

На современном рынке студийных микрофонов представлено много различных производителей. В топе находятся такие легендарные фирмы, как Neumann, Rode или Schoeps; такой микрофон в вокальной комнате — предмет зависти коллег и восхищения музыкантов, однако цена вопроса тоже будет соответствующей. Проверенная временем относительно недорогая "классика" — это продукция компаний Shure, AKG, Audio Technica, Sennheiser, Beyerdynamic. Менее известны среди потребителей латвийско-американские микрофоны Blue и отечественные "Октава" — однако они ни в коем случае не хуже более известных брендов, а часто даже и лучше при той же самой (или даже более низкой!) цене. Самый бюджетный сегмент занимают такие фирмы, как Behringer, Samson, Nady и другие менее известные производители. Дешевый студийный микрофон — не такой уж и нонсенс, как это может показаться с первого взгляда, иногда попадаются весьма приличные модели (например, Behringer B-1), хотя, конечно же, они уступают своим более дорогим собратьям, прежде всего это касается уровня фонового шума, долговечности и надежности.

Определившись с бюджетом и личными предпочтениями, можете приступать к выбору собственно самого микрофона. Дело это исключительно тонкое и индивидуальное, ориентироваться на отпечатанные на бумаге технические характеристики лучше не стоит. Если вас заинтересовала какая-то модель, сделайте все возможное и невозможное, чтобы познакомиться с ее звучанием лично, понять, нравится вам этот микрофон в работе или нет. Опыт знакомых музыкантов, визиты в другие студии звукозаписи, видеоролики на Youtube, демонстрационные записи с сайтов производителей — годится все; единственное, чего категорически делать не стоит — это покупать микрофон "вслепую", не познакомившись предварительно с его звуком. Ориентируйтесь на субъективные ощущения, на "драйв", на "кайф" — главное, чтобы звук микрофона нравился вам и клиентам вашей студии. Цена, бренд, технические характеристики — все это вторично. Единственный критерий правильности сделанного выбора — это когда музыкант говорит "Ба! Да в этот микрофон я звучу лучше, чем в любой другой!".

Последний штрих. Рано или поздно любой звукорежиссер приходит к пониманию того факта, что идеального микрофона на свете попросту не существует. Именно поэтому владельцы студий не бегают по магазинам в поисках "одного микрофона, чтобы правил всеми", а долго и скрупулезно формируют студийный микрофонный парк, в котором будут представлены разные модели — и студийные, и концертные, и всякие прочие. Чем разнообразнее микрофонный парк студии, тем больше у звукорежиссера возможностей добиться оптимального звучания при реализации того или иного музыкального проекта, тем более востребованной становится студия. Вкратце этот принцип можно сформулировать так: приобрести два разных микрофона по $500 в 99% случаев лучше, чем один за $1000. Если вы заинтересовались такой темой, как студийные микрофоны, если вы чувствуете потребность в приобретении подобного оборудования, если вы нашли себе спонсора с толстым кошельком или получили небольшое наследство от дядюшки в Швейцарии, лучше сразу начинать мыслить категориями микрофонного парка. Не мучайте себя вопросами типа "Shure или AKG?". Всегда есть музыканты, которые лучше звучат в Shure, но точно так же есть музыканты, которым больше подходят микрофоны компании AKG. Именно поэтому в студии (в идеале, само собой) следует иметь и то, и другое.