Студийный микрофон

Что такое студийный микрофон? Это "наше всё", это мечта каждого начинающего звукорежиссера, это центральный элемент любой звукозаписывающей фабрики. Это устройство (за редким исключением) весьма дорогостоящее, очень "нежное" и глубоко имиджевое — если в списке оборудования вашей студии имеется действительно классный студийный микрофон, это сразу же вызывает у понимающих музыкантов море положительных эмоций. Вокалисты (особенно девушки) обожают фотографироваться поющими в такой микрофон, снимок "я и брендовый студийный микрофон" в портфолио вокалиста — как визитка на бумаге с золотым обрезом.

Однако все это эмоции — а что же скрывается за термином "студийный микрофон" в техническом плане? Как понять, что вам нужен действительно студийный микрофон? Как выбрать ту или иную модель? Многие пользователи лишь поверхностно понимают суть проблемы и больше оперируют какими-то условно-религиозными понятиями типа "более профессиональный микрофон", "у него лучше звук", "он делает вокал чище" и так далее. На самом же деле они зачастую не могут четко сформулировать — в чем же заключается разница между микрофоном студийным и микрофоном "не студийным", то есть концертным. Как только мы обсудим этот вопрос, вам сразу же станет намного легче.

BEHRINGER C-1
Код товара: B041926
Студийный конденсаторный микрофон (направленность - кардиоида) в комплекте с держателем и транспортным кейсом
руб. 4748
BEHRINGER C-3
Код товара: B041930
Студийный конденсаторный микрофон (направленность - кардиоида/ круг/ восьмерка) в комплекте с ветрозащитой и транспортным кейсом
руб. 7119
AKG P120
Код товара: stmic0004
Студийный микрофон для записи в прожект и домашних студиях. Конденсаторный, кардиоидный, 20-20000 ГЦ
руб. 9006
BEHRINGER B-1
Код товара: B041933
Студийный конденсаторный микрофон (направленность - кардиоида) в комплекте с эластичным подвесом, ветрозащитой и транспортным кейсом
руб. 9764
RODE NT3
Код товара: MIC00259
Студийный и сценический конденсаторный микрофон с двойным питанием (фантом или батарея) , в комплекте чехол ZP1, ветрозащита WS3, крепление на стойку RM3 и переходник для стоек 3/8-5/8”
руб. 10116
Микрофоны Shure SM137
Код товара: MIC00359
Студийный конденсаторный инструментальный микрофон с кейсом противоударным креплением и ветрозащитой
руб. 10382
Shure PG42
Код товара: MIC00360
Возможность записи с качеством SHURE теперь и в бюджетной линейке
руб. 11670
Shure SM57-X2U
Код товара: MIC00365
Динамический кардиоидный инструментальный микрофон с XLR-to-USB адаптером для подключения к ПК



руб. 12674
AKG C 1000S
Код товара: MIC0019
Студийный микрофон "Швейцарский нож". Электретный кардиоид./суперкард., внутр./внешн. питание
руб. 13963
BEHRINGER B-2 PRO
Код товара: B041932
Студийный конденсаторный микрофон (направленность - кардиоида / круг / восьмерка) в комплекте с эластичным подвесом, ветрозащитой и транспортным кейсом
руб. 14939
RODE NT2-A
Код товара: MIC00263
Студийный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой
переключаемая диаграмма направленности
и настраиваемый фильтр низких частот
В комплекте чехол ZP1
крепление на стойку RM2 и переходник для стоек 3/8-5/8”)
руб. 16254
AKG C3000
Код товара: stmic0021
Профессиональный микрофон для студийной звукозаписи и для "живой" работы на сцене. Конденсаторный, Кардиоидный, НЧ фильтр, pad 10дБ, диафрагма 1'', поставляется в комплекте с держателем H85
руб. 16441
AKG P220
Код товара: stmic0005
Студийный микрофон с большой диафрагмой для записи солирующих вокалистов, акустических гитар и медных духовых инструментов, конденсаторный, кардиоидный, 20-20000 ГЦ, виброподвес и кейс в комплекте.
руб. 16441
RODE NT1 A
Код товара: MIC00260
Cтудийный конденсаторный микрофон
в комплекте чехол ZP1
антивибрационное крепление SM1
и переходник для стоек 3/8-5/8”
руб. 16500
Audio-Technica AE3000
Код товара: MIC79525

руб. 17050
RODE NT6
Код товара: MIC00264
компактный конденсаторный микрофон
руб. 17126
BEHRINGER T-1
Код товара: B043688
Ламповый студийный конденсаторный микрофон (направленность - кардиоида) в комплекте с эластичным подвесом, блоком питания, кабелем 10 м, ветрозащитой и транспортным кейсом
руб. 17226
BEHRINGER T-47
Код товара: B049574
Ламповый cтудийный конденсаторный микрофон (кардиоида). В комплекте: эластичный подвес, блок питания, кабель (10 м), ветрозащита и транспортировочный кейс.
руб. 17226
Sennheiser MK4
Код товара: STMIC0001

руб. 17589
Audio technica AT822
Код товара: MIC00102
X/Y Стерео микрофон ОnePoint®
кардиоид (х2) 30Гц-20кГц 56 mV/Pa HPF 150 Hz 125 dB SPL unbalanced output
питание только от батареи


руб. 18414

Для работы в студии

Студийный микрофон, как и подразумевает его название, предназначен для работы в студии — то есть внутри специально оборудованного звукоизолированного помещения. В этом помещении любые посторонние звуки и шумы беспощадно гасятся, и микрофон можно "заточить" на максимально достоверное и естественное преобразование звуковых волн в электрический сигнал. В них устанавливается большая (иногда можно сказать, даже огромная) и исключительно чувствительная мембрана, которая способна откликнуться буквально на любой тончайший нюанс, любой вздох, любой шорох. Звукорежиссеры высоко ценят способность студийных микрофонов максимально точно и естественно "снимать" звук — обладая должными навыками и опытом, вы можете всего лишь одним-двумя такими микрофонами сделать просто изумительную, "дышащую" живую запись вокального ансамбля, струнного квартета или джазового комбо.

С технической точки зрения все вышесказанное означает, что у студийного микрофона должны быть:

а) максимально плоская амплитудно-частотная характеристика;
б) максимально широкая полоса пропускаемых частот;
в) максимально возможная чувствительность;
г) возможность переключения диаграмм направленности (должны присутствовать как минимум кардиоида, восьмерка и круг, в крайнем случае — кардиоида и круг).

При этом подразумевается очень бережная, "щадящая" эксплуатация, а значит, в наш микрофон можно встраивать самое дорогое и хрупкое оборудование, например, электронно-вакуумные лампы. В ламповых предусилителях происходит выделение четных гармоник наиболее благозвучно — именно поэтому музыканты и вокалисты так любят и ценят ламповые студийные микрофоны.

На этом месте вы можете подумать, что концертные микрофоны, сравнительно со студийными, совсем никуда не годятся, правда? А вот и нет! Просто концертные микрофоны предназначены для работы в абсолютно других условиях. Прежде всего — это огромное количество посторонних шумов, "захват" звука от мониторов и порталов, ударов по стойке, вибрации пола, перемещения музыкантов и так далее. Поэтому диаграмма направленности концертных микрофонов кардиоидная или даже супер/гиперкардиоидная, частотная характеристика — окрашивающая, а чувствительность — относительно низкая. Концертные микрофоны характеризуются простотой конструкции, обладают завидной прочностью и не боятся высоких/низких температур, им не нужен антивибрационный подвес и так далее.

Может ли звукорежиссер использовать в студии концертный микрофон? Конечно же да — для концертного микрофона студийные условия, образно говоря, "тепличные", ему в студии будет работать легче и проще. А если наоборот? Можем ли мы использовать студийный микрофон на концерте? Исключено. Он будет постоянно "выть" и "заводиться" из-за своей чрезмерной чувствительности, высокий уровень звукового давления может повредить ту самую большую мембрану, а неосторожное движение музыканта может привести к падению микрофона — и его выходу из строя. Навсегда. Так что еще раз — концертный микрофон можно использовать в студии звукозаписи. Студийный микрофон вне студии использовать категорически нельзя. И очень многие певцы и музыканты на концертах настолько привыкают к работе со своим любимым микрофоном, что в студиях попросту отказываются использовать какое-либо другое устройство — потому что микрофон в данном случае уже стал частью "фирменного" звука. Особенно это касается исполнителей в стилях рок и блюз!

Итак, в каких ситуациях рекомендуется приобрести качественный студийный микрофон в обязательном порядке?

  1. Если у вас есть оборудованное студийное помещение
  2. Если у вас под рукой есть опытный звукорежиссер или вы сами являетесь таковым
  3. Если вы планируете записывать акустические музыкальные инструменты (гитару, флейту, скрипку, арфу, гобой, ударные и т. д.), в том числе в составе группы
  4. Если вы работаете с вокалистами высокого уровня — прежде всего академического образования, джазовыми исполнителями; если работаете с музыкой в стилях ethnic, fusion и т.д.
  5. Если вы планируете записывать разного рода шумы и спецэффекты
  6. Если вы планируете заниматься озвучиванием фильмов и видеороликов

В каких ситуациях приобретать студийный микрофон высокого класса не стоит? Или, как вариант, остановиться на покупке бюджетного студийного микрофона?

  1. Если вы записываетесь в неприспособленных помещениях
  2. Если у вас нет никакого опыта в работе с микрофонами
  3. Если вы записываете неопытных и слабо подготовленных вокалистов
  4. Если вы записываете исполнителей в стилях поп или рок
  5. Если вы записываете детей

Само собой, данные правила — не абсолют. Тем не менее, прежде чем принять решение о покупке дорогого и хрупкого (зато такого престижного!) студийного микрофона, взвесьте все "за" и "против". Нет ничего глупее, чем потратить большие деньги на приобретение ленточного студийного микрофона, а затем вырезать из записанного трека половину частот эквалайзером, да еще и повесить туда эффект мегафона/радио. Нет ничего обиднее, чем разориться на студийный микрофон, сделать с группой несколько пробных дублей и понять, что ваш вокалист (по разным причинам) звучал в дешевенький намного лучше, чем в дорогущий Neumann... Вы все еще не раздумали покупать студийный микрофон? Вы уверены? Тогда идем дальше!

На современном рынке студийных микрофонов представлено много различных производителей. В топе находятся такие легендарные фирмы, как Neumann, Rode или Schoeps; такой микрофон в вокальной комнате — предмет зависти коллег и восхищения музыкантов, однако цена вопроса тоже будет соответствующей. Проверенная временем относительно недорогая "классика" — это продукция компаний Shure, AKG, Audio Technica, Sennheiser, Beyerdynamic. Менее известны среди потребителей латвийско-американские микрофоны Blue и отечественные "Октава" — однако они ни в коем случае не хуже более известных брендов, а часто даже и лучше при той же самой (или даже более низкой!) цене. Самый бюджетный сегмент занимают такие фирмы, как Behringer, Samson, Nady и другие менее известные производители. Дешевый студийный микрофон — не такой уж и нонсенс, как это может показаться с первого взгляда, иногда попадаются весьма приличные модели (например, Behringer B-1), хотя, конечно же, они уступают своим более дорогим собратьям, прежде всего это касается уровня фонового шума, долговечности и надежности.

Определившись с бюджетом и личными предпочтениями, можете приступать к выбору собственно самого микрофона. Дело это исключительно тонкое и индивидуальное, ориентироваться на отпечатанные на бумаге технические характеристики лучше не стоит. Если вас заинтересовала какая-то модель, сделайте все возможное и невозможное, чтобы познакомиться с ее звучанием лично, понять, нравится вам этот микрофон в работе или нет. Опыт знакомых музыкантов, визиты в другие студии звукозаписи, видеоролики на Youtube, демонстрационные записи с сайтов производителей — годится все; единственное, чего категорически делать не стоит — это покупать микрофон "вслепую", не познакомившись предварительно с его звуком. Ориентируйтесь на субъективные ощущения, на "драйв", на "кайф" — главное, чтобы звук микрофона нравился вам и клиентам вашей студии. Цена, бренд, технические характеристики — все это вторично. Единственный критерий правильности сделанного выбора — это когда музыкант говорит "Ба! Да в этот микрофон я звучу лучше, чем в любой другой!".

Последний штрих. Рано или поздно любой звукорежиссер приходит к пониманию того факта, что идеального микрофона на свете попросту не существует. Именно поэтому владельцы студий не бегают по магазинам в поисках "одного микрофона, чтобы правил всеми", а долго и скрупулезно формируют студийный микрофонный парк, в котором будут представлены разные модели — и студийные, и концертные, и всякие прочие. Чем разнообразнее микрофонный парк студии, тем больше у звукорежиссера возможностей добиться оптимального звучания при реализации того или иного музыкального проекта, тем более востребованной становится студия. Вкратце этот принцип можно сформулировать так: приобрести два разных микрофона по $500 в 99% случаев лучше, чем один за $1000. Если вы заинтересовались такой темой, как студийные микрофоны, если вы чувствуете потребность в приобретении подобного оборудования, если вы нашли себе спонсора с толстым кошельком или получили небольшое наследство от дядюшки в Швейцарии, лучше сразу начинать мыслить категориями микрофонного парка. Не мучайте себя вопросами типа "Shure или AKG?". Всегда есть музыканты, которые лучше звучат в Shure, но точно так же есть музыканты, которым больше подходят микрофоны компании AKG. Именно поэтому в студии (в идеале, само собой) следует иметь и то, и другое.

Что такое студийный микрофон? Это "наше всё", это мечта каждого начинающего звукорежиссера, это центральный элемент любой звукозаписывающей фабрики. Это устройство (за редким исключением) весьма дорогостоящее, очень "нежное" и глубоко имиджевое &mdas ...
Еще не так давно многие пользователи не всегда могли провести четкую грань между концертной звуковой аппаратурой и аудиооборудованием для систем массового оповещения. То и дело встречались ситуации, когда одни и те же микрофоны применялись сначала дл ...
В мире современного шоу-бизнеса уже ни у кого не возникает вопроса, нужен ли радиомикрофон. Радиомикрофоны признают все — певцы, актеры, лекторы, журналисты и даже PR-менеджеры. Когда-то давно радиомикрофоны воспринимались пользователями, а осо ...
Микрофоны со встроенным интерфейсом USB — это относительно новый, но очень интересный и динамично развивающийся сегмент звукового оборудования. Встроенный USB-интерфейс означает, что перед нами микрофон с уже встроенным аналого-цифровым преобра ...
Студийные мониторы, они же "мониторная акустика" — оборудование, которое можно смело назвать стопроцентно незаменимым. Вместо рабочей станции можно использовать MIDI-клавиатуру и MIDI-модуль, вместо MIDI-модуля — компьютер, а вместо компь ...
Сегодня (Понедельник, 23 октября 2017) наш офис работает 10:00 до 18:00 Europe/Moscow.