О радиомикрофонах

В мире современного шоу-бизнеса уже ни у кого не возникает вопроса, нужен ли радиомикрофон. Радиомикрофоны признают все — певцы, актеры, лекторы, журналисты и даже PR-менеджеры. Когда-то давно радиомикрофоны воспринимались пользователями, а особенно профессиональными музыкантами, с осторожностью — дескать, они и шумные, и ненадежные, и капризные, плюс еще и недостаточно стильные, ни один уважающий себя исполнитель в стиле рок в радиомикрофон петь не будет. Сейчас уже вряд ли от кого можно услышать что-то подобное. Современные радиомикрофоны, особенно топовые модели, характеризуются безупречным звуком — в этом плане они ни в чем не уступают своим проводным собратьям. Более того, многие компании выпускают беспроводные версии своих лучших микрофонов — и, скажем, если ваш вокалист (или звукорежиссер) привык работать с AKG Perception или, скажем, Shure Beta 58, а вы решили перейти на радиомикрофон, с этим не будет абсолютно никаких проблем. Некоторые компании решили пойти еще дальше и позволяют устанавливать на передатчик (т. е. "рукоять микрофона") сменные капсюли. Хотите превратить свой радио Beta 58 в SM86? Не проблема — снимаем один капсюль, устанавливаем другой — и вуаля. Ну а про исполнение в стиле рок — это и вовсе глупости, лично Мик Джаггер из Rolling Stones поменял свой проводной микрофон на радио.

 

Однако все вышесказанное не означает, что беспроводные микрофоны не имеют никаких особенностей в эксплуатации — еще как имеют и, если не обратить внимания на эти, казалось бы, "мелочи", вас может постичь жестокое разочарование. Итак, первое, на что следует обратить внимание — любой радиомикрофон представляет собой комплект из двух приборов, а именно, приемника (ресивера) и передатчика (собственно радиомикрофона). И, подобно абсолютно любой радиостанции, приемник и передатчик для нормальной работы должны быть синхронизированы, то есть настроены на одну и ту же частоту. Радиосистемы, работающие на одной фиксированной частоте — самые простые по конструкции, самые доступные по цене и, что важно, вообще не требующие никакой настройки. Однако такие модели предназначены только для работы "соло". Если вы купите подобную систему — имейте в виду, что при работе в "чужом" концертном зале, на конференции, в бизнес-центре и так далее вы можете случайно "попасть" на частоту другого радиомикрофона (например, той же самой модели). И тогда ваш приемник начнет "ловить" не только ваш сигнал, но и сигнал с чужого передатчика. В итоге выступление может быть безнадежно провалено. Решение проблемы — многоканальные радиосистемы, в которых предусмотрено сразу несколько каналов связи между передатчиком и приемником. Если какой-то канал оказывается "занят", вы можете перейти на другой и спокойно работать. Однако при этом конструкция усложняется, и такой радиомикрофон будет стоить дороже, плюс вам придется научиться его настраивать.

 

Второй важный момент — это концепция разнесенного приема, когда в приемнике устанавливается несколько антенн, как правило две. Некоторые полагают, что двухантенный приемник служит для поддержки работы двух радиомикрофонов, но это не так. Можно приобрести систему, состоящую и из одного радиомикрофона с двухантенным приемником. Существует несколько методов диверсификации. Самая надежная, пожалуй — это частотная, когда при выпадениях на одной частоте приемник мгновенно переключается на вторую. В любом случае радиосистемы с разнесенным приемом работают гораздо стабильнее и надежнее своих одноантенных визави, они обладают большим радиусом действия и меньше боятся различного рода "мертвых зон". Да, система с разнесением будет стоить дороже (иногда существенно), однако бывают ситуации, в которых только диверсивная система может обеспечить стабильную работу с радиомикрофоном.

 

Наконец, приобретая радиомикрофонную систему, определитесь — какой именно вид передатчика вам требуется. Наиболее популярен классический ручной передатчик — именно его представляет себе большинство людей, когда слышит слово "радиомикрофон". Ручные передатчики удобны тем, что не требуют дополнительных проводов для подачи питания и передачи радиосигнала, такой передатчик — "сам себе антенна". Однако есть и недостатки — необходимость постоянно держать передатчик в руках, плюс достаточно "громоздкий" дизайн, что не всегда удобно, скажем, для проведения интервью, пения под аккомпанирование самому себе на музыкальном инструменте или же для театральной работы. В этом случае стоит обратить внимание на головные гарнитуры (подходят и для вокала, и для речевых приложений) или на петличные передатчики ("пуговки", только для речи). Они полностью высвобождают руки, очень легкие и достаточно удобные. Тем не менее, любому радиомикрофону нужна антенна, как ни крути. Поэтому все гарнитуры или "пуговки" коммутируются проводом с поясным передатчиком. Существуют и радиосистемы, в которых микрофона как такового нет и имеется только поясной передатчик, а в качестве источника сигнала выступает музыкальный инструмент (электрогитара, синтезатор) или другое оборудование (например, ноутбук при проведения презентаций).

 

Современный рынок микрофонных радиосистем предлагает десятки разных производителей, среди которых упомянутая выше компания Shure, а равно и Sennheiser, Audio Technica, Beyerdynamic, сотни разных моделей в самых разных ценовых диапазонах. Однако не стоит впадать в панику, глядя на все это изобилие. Просто ответьте на три вопроса:

 

1) Какой нужен передатчик (классический ручной, гарнитура, петличка и т. д.);

2) Сколько нужно каналов (чем больше, тем лучше — но тем и дороже!);

3) Нужна ли система с диверсификацией антенн (снова, стоит дороже, но настоятельно рекомендуется).

 

Все остальное — исключительно дело вкуса, ограниченного предоставленным бюджетом. Если ваш вокалист привык работать, скажем, с микрофоном Shure SM58, настоятельно рекомендуется выбрать радиосистему именно с таким передатчиком. Вы, конечно, можете на свой страх и риск предложить другой вариант, однако стоит ли рисковать? Творческие люди — они, знаете ли... такие творческие!