Трансляционное оборудование. От и до.

Еще не так давно многие пользователи не всегда могли провести четкую грань между концертной звуковой аппаратурой и аудиооборудованием для систем массового оповещения. То и дело встречались ситуации, когда одни и те же микрофоны применялись сначала для выступлений сотрудников на совещании по итогам года, а затем — на торжественном банкете; или, скажем, один и тот же комплект оборудования в ресторане использовался как для объявлений и воспроизведения фоновой музыки днем, так и для живых выступлений музыкантов по вечерам. При этом возникало множество проблем — как технического, так и финансового характера. "Непрофильная" эксплуатация оборудования приводила к его быстрому износу, а характеристики не всегда оптимизированные под конкретное приложение, не позволяли добиваться максимально качественного результата.

 

Современные звуковые системы массового оповещения предназначены для передачи текстовых сообщений, а также воспроизведения фоновой музыки. Так где же проходит та грань, которая отличает это оборудование от стандартных концертных систем усиления звука? Прежде всего, следует указать на то, что системы оповещения должны "уметь" распределять звук на большое количество "точек" для получения одновременно относительно негромкого, комфортного и разборчивого сигнала по всей зоне озвучивания. Если в достаточно габаритном помещении просто установить пару стандартных колонок, мы неизбежно столкнемся с ситуацией, когда в одном месте уровень громкости будет слишком высокий, а в другом, напротив, слишком низкий. Следующая особенность — задача передачи звукового сигнала на большие расстояния без потерь и помех. Для этого в конструкции трансляционного оборудования предусмотрено повышение напряжения сигнала до 100 вольт с помощью встроенных трансформаторов. Наконец, трансляционное звуковое оборудование изначально рассчитывается на гораздо более продолжительную и жесткую эксплуатацию, часто в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды — при высокой влажности, температуре, задымлении и т.д. Обычные акустические системы в таких условиях быстро изнашиваются и выходят из строя.

 

Таким образом, трансляционная акустика — это часто акустика всепогодная, то есть соответствующая классу защиты IP65 или более высокому. Она не боится пыли и влаги, ее смело можно использовать на улице во время дождя, снега и тумана. Такое оборудование обычно монтируется на пляжах, в прибрежных увеселительных заведениях, на спасательных станциях, стоянках для лодок, яхтах, и т. д. Современные всепогодные акустические системы различаются по мощности и размеру. Богатый выбор вариантов цветовой отделки и формы корпуса позволяет легко подобрать комплект оборудования, органично вписывающийся в общий дизайн здания или сооружения.

 

По своим характеристикам к всепогодной акустике близка акустика ландшафтная. Подобные акустические системы чаще всего можно встретить в садах, парках, зеленых зонах, атриумах больших гостиниц и ресторанов. Чтобы не нарушать архитектурный замысел и не привлекать к себе излишнего внимания, ландшафтные акустические системы искусно "маскируются" под камни, гранитные валуны, пни деревьев и т. д. Степень защиты таких систем, хотя и
достаточно высока (IP44, IP55 или выше), уступает всепогодной акустике, однако существенно превосходит степень защиты обычного звукового оборудования. Как ландшафтная, так и всепогодная акустика обладают весьма высоким качеством звучания, достаточным для фонового воспроизведения не только эстрадной, но и классической музыки/джаза.

 

Рупорная акустика часто характеризуется очень высокой степенью пыле- и влагозащиты (иногда IP66 и выше) и стоит относительно недорого; однако она максимально ориентирована прежде всего на четкую и разборчивую трансляцию
речевых сообщений. В плане воспроизведения фоновой музыки возможности рупорной акустики весьма ограничены. Такие акустические системы находят широкое применение в аэропортах, заводских цехах, гипермаркетах, а также на строительных площадках, вокзалах, лодочных станциях, стадионах и автостоянках. Ближайшие родственники рупорной акустики — неприхотливые и относительно легкие ручные мегафоны с питанием от батарей или аккумуляторов. Эти аудиоприборы неизменные спутники практически любых массовых мероприятий — развлекательных, политических, спортивных и учебных.

 

Акустические системы типа "колонна" также предназначены прежде всего для работы на открытом воздухе. Обычно их конструкция отвечает степени пыле-/влагозащищенности IP55 — IP66. Их характерная особенность — это направленность излучения, наличие достаточно "дальнобойного" звукового лепестка, способного "накрыть" большую по площади аудиторию на расстоянии в несколько десятков метров. Узкий звуковой лепесток акустических колонн обладает и еще одним преимуществом — он характеризуется меньшим уровнем отражений от поверхностей стен и потолков (или, при работе на открытом воздухе, от стен домов), а потому максимально подходит для озвучивания обширных открытых пространств и больших гулких помещений с высокими потолками. Акустические системы обычной конструкции в этом случае не в состоянии гарантировать разборчивое звучание. Кроме того, акустические колонны незаменимы для оснащения так называемых "звуковых автобусов", которые используются для озвучивания политических, спортивных и развлекательных массовых мероприятий, проводящихся на открытом воздухе.

 

Однако вернемся с улицы в помещение. Как уже упоминалось выше, трансляционные акустические системы работают с так называемым "стовольтным" звуковым сигналом. Повышенное напряжения в цепи позволяет без помех передавать звуковой сигнал на большие расстояния, на многие сотни метров. За усиление исходного звукового сигнала от компьютера, микрофона или CD-проигрывателя и его преобразование в формат 100-вольтной линии обычно отвечает трансляционный усилитель. Современные трансляционные усилители часто оборудуются встроенными микшерами для подключения нескольких источников звука — например, микрофона, ноутбука, проигрывателя компакт-дисков и генератора аварийных сигналов оповещения (например, сирены). Если же в конструкции усилителя предусмотрено сразу несколько выходных каналов (зон) с возможностью одновременной трансляции сигнала с разных входов, мы получаем прибор, который называется зонным усилителем. Зонный усилитель — просто необходимый элемент системы для озвучивания крупных складов, гипермаркетов, производственных цехов, бизнес-центров и других помещений, где часто требуется, например, сделать объявление по микрофону, ограничив его каким-нибудь отдельным помещением, не прекращая при этом трансляцию фоновой музыки или радиопередачи в остальных зонах. Зонный усилитель, оборудованный встроенными CD-проигрывателем и радиоприемником, часто называется радиоузлом.

 

С выходов трансляционного усилителя звуковой сигнал по проводам передается на внутренние и внешние акустические системы. Трансляционные акустические системы содержат понижающий трансформатор, который преобразует стовольтный сигнал в обычный сигнал линейного уровня. Дизайн подобных систем может быть самым разным. Например, потолочные системы монтируются непосредственно в панели подвесного потолка, а потому характеризуются максимально возможной "незаметностью" и не требуют засверливания стен и проведения других трудоемких операций. Однако есть и недостаток — по вполне понятным причинам в потолочной акустике не могут использоваться большие и тяжелые динамики. Настенная акустика более традиционна по конструкции и обычно крепится на дюбели с помощью монтажных скоб. Минусы, обусловленные более трудоемким монтажем и визуальным "присутствием" колонок в интерьере, с лихвой компенсируются повышенной мощностью акустических систем этого типа.

 

Для индивидуального управления громкостью отдельных акустических модулей, входящих в систему трансляционного озвучивания, предназначены специальные аттенюаторы с ручным или дистанционным управлением. Такой аттенюатор позволит, например, легко и быстро заглушить фоновую музыку в помещении, выбранном для проведения совещания — достаточно просто повернуть ручку или нажать на кнопку. Если же аттенюатор оборудован дистанционным управлением, у оператора центрального радиоузла остается возможность удаленной "активации" отключенной вручную акустической системы для передачи важного сообщения или сигнала аварийного оповещения.

 

Отдельный сегмент трансляционного аудиооборудования — это конференц-системы. Удобные и практичные микрофоны на стойках типа "гусиная шея" в составе современных конференц-систем часто объединяются в сети с возможностью дистанционного управления от председательского пульта, а автоматические микшеры позволяют обеспечить максимальное качество звучания без необходимости привлечения "живого" звукооператора. Отдельно следует выделить современные трибуны со встроенными акустическими системами — это, без преувеличения, самое удобное и практичное решение для проведения лекций, конференций и презентаций среднего и малого форматов. Благодаря наличию встроенного аккумулятора, такую трибуну можно установить именно там, где это необходимо; к системе можно подключить как микрофон, так и светодиодную лампу — таким образом, для полнофункциональной работы не потребуется устанавливать какое бы то ни было дополнительное оборудование.

 

Одной из ключевых тенденций развития современного общества является максимальная специализация оборудования и его оптимизация под решение конкретных производственных или творческих задач. Именно благодаря этой тенденции возникли современные системы массового оповещения — отдельная, высоко развитая и высоко технологичная отрасль производства аудиооборудования. Функциональные возможности комплекта такого оборудования зависят от решаемых задач — например, рекламной, рекреационной, информационной и т.д. Главное — четко понимать специфику применения этого оборудования и не поддаваться соблазну "приобрести что-нибудь одно универсальное на все случаи жизни". Иначе деньги, скорее всего, будут потрачены впустую.



Сегодня (Воскресенье, 17 декабря 2017) наш офис не работает.